Работа на обочине
Фото: Елена Познахарева

Фото: Елена Познахарева

Корреспондент РП провел день в пригороде Тюмени на бирже водителей и разнорабочих

Ежедневно на объездной дороге Тюмени работает биржа водителей и разнорабочих. Люди предлагают свои услуги по строительству и ремонту. Работу удается получить 2-3 раза в неделю. Как устроен этот процесс, наблюдал корреспондент РП.

В 8 часов утра по кольцу объездной дороги Тюмени идет колонна грузовой техники: здесь и автокраны, и самосвалы, и вахтовки, и тракторы. Автокраны уезжают в правый луч и встают по диагонали друг от друга, самосвалы занимают места на внутреннем кольце, упираясь «мордами» в лесополосу, а тракторы встают один к одному внутри кольца. В течение дня с места трогается всего несколько машин, большинство отправляется домой вечером. По решению всех водителей «биржа» работает до 18 часов.

На таких биржах два вида труда: ручной и механический. Первый предполагает выполнение работы своими силами: отделочные работы в доме, услуги грузчика и сантехника, второй — с помощью тяжелой техники.

Голубой «Ивановец»

Мелик Мартиросян — представитель «второго класса». У него есть автокран «Ивановец» 1990 года выпуска. Он единственный в ряду 20 автокранов покрашен голубой краской.

– Очень тяжело тут с работой. Этот кризис по всей России. Работы нет. Я же мелкий человек, откуда мне знать, куда делись все заказы, — начинает свой рассказ Мелик.

Мартиросян на эту дорогу выезжает несколько лет. Сначала стоял за кольцом, когда начали расширять дорогу — перебрался внутрь кольцевой дороги: трактористы сами разровняли бугры, самосвалы привезли песок и щебенку. В день на этот участок приезжало до 60 машин — места стало хватать не всем, обзор для автомобилистов значительно ухудшился. «Искателей работы» попросили разъехаться по лучам от кольца. Но никто никого с этого участка не выгонял. Никто никогда не брал и денег за стоянку и ожидание работы.

– Всю жизнь я работал на частника. На таких местах стою давно — около 10 лет. Есть у нас в городе несколько таких «бирж». Здесь в основном краны и самосвалы с песком, щебнем. Все готовы сейчас ехать, если закажут. Раз в неделю уезжаем отсюда с нанимателем, заработанных денег хватает только на солярку и на жратву. Зима будет тяжелой, но и мы не работаем так, чтобы заработать за полгода и в берлогу залезть, в спячку. Зимой огород не вскопать, только снег убирать буду. И ждать звонков, если кто-то позовет — то поеду работать, конечно.

Семья у Мартиросяна небольшая. Он приехал из Армении. В России встретил будущую супругу. Их дочери сейчас 8 лет. Мужчина сетует, что поздно женился. Но радуется, что каждый день после «биржи» его ждут дома.

Вместе с Меликом на «Ивановце» в ряд встает и его сводный брат Артур Хачатурян. Мужчина в России работает «вахтами»: с весны до осени здесь, зиму — в Армении.

– Семья большая, нужно кормить, а за работу на родине платят очень мало. Устроиться можно, а вот заработать — нет. Жена не хочет сюда переезжать, да и дом здесь очень маленький, поэтому я езжу, а они — ждут. Уже почти сезон закончился, а мы работать не начали. Вообще день работы стоит около пяти тысяч, но если договоримся на три — уже хорошо! — включается в разговор Артур.

Прошло 4 часа, но ни Артура, ни Мелика не наняли. Они сидят в кабине и играют в карты.

На обочине останавливается «Волга». Оттуда выходит невысокий крупный мужчина лет 50. Водители из машин не выходят, Павел Викторов сам подходит к самосвалу, чтобы договориться о доставке щебня к себе на дачу. На эту «биржу» он приезжает не в первый раз: здесь всегда есть машины, за 10 минут можно решить вопрос и по цене, и по материалам.

– В Тюмени начал строить дачу, а так живу на севере. У самого есть вахтовка, но уже год она простаивает без работы. В 90-е людям дали возможность выкупить технику у организаций и стать частными предпринимателями. У больших компаний свои машины, у частников — свои. Рыночные отношения, поэтому каждый сам должен искать себе работу. Но дело в другом: люди хотят работать, а заказов — нет. У нас на Севере машины ждут, когда приедет поезд на конечную станцию Северной железной дороги, чтобы день-два поработать на разгрузке вагонов и доставке материалов. Манипуляторы, краны, самосвалы, Уралы… Сейчас все ждут зиму, когда паромы перестанут ходить, река замерзнет и откроется зимняя дорога, тогда, может быть, и появится работа: продукты, стройматериалы нужно будет доставлять в отдаленные поселения, — рассказывает Викторов.

Руки

Таджик Асад показывает руки.

– Неделю они не видели работы. Видишь, какие чистые! Разве это дело? Там семья, жена, дети, мать, отец и сестра, а я неделю ничего не делал. Я умею и плитку класть, и потолки натягивать, и в сантехнике разбираюсь. Многому научился.

Асад стоит прямо на северном выезде из города. Здесь биржа «мастеров».

Из Таджикистана Асад приехал год назад. Это его десятая поездка в Россию. Асаду около 35 лет, он высокий и худой. Одет в аккуратную куртку. Рядом с ним стоит Рашид. Солнца нет, но мужчина по привычке прячет лицо под козырьком кепки. Рашиду около 60. Он почти теряет интерес, узнав, что я не работодатель.

На часах 10:30, но ни Асад, ни Рашид не уехали. За это время на «бирже» нашли работу двое молодых людей: поехали ломать старую постройку. Мои собеседники это работой не считают, так как особых навыков здесь не требуется, да и платят совсем немного.

В среднем за час хорошей работы можно получить от 300 рублей. За день — до 1500. Здесь с заказами такая же ситуация, как и на кольце: получается выехать на объект 2-3 раза в неделю.

– В фирму мы не пошли, так как там задерживают деньги: чем питаться, чем платить за квартиру, что отправлять домой? Надо кушать что-то, надо платить патент за работу. Мы же делаем временную регистрацию на год, чтобы официально трудиться. Потом уезжаем домой и вновь приезжаем, — рассказывает Асад.

– В Таджикистане трудно работать: работаешь, а денег нет, — к разговору подключается Рашид. — Здесь все нации: узбеки, русские, таджики, иранцы, азербайджанцы, армяне. Только казахов и киргизов нет, у них свои точки в городе. Если есть постоянный заказ, то за неделю можно 5-6 тысяч получить. Бывает, что заказчики бросают нас и не платят. Именно поэтому мы стараемся меньше работать через посредников, отказываемся от заказов цыган. А то работодатель платит 300 рублей за ремонт квадратного метра, а до нас доходит только 100 рублей — остальное посреднику. Нечестно.

К «бирже» подъезжает машина, мужчины быстро окружают ее плотным кольцом. Они говорят наперебой, предлагая свои услуги и цены. После того, как выясняется, что нужно строить, а не ломать, часть «соискателей» отошли в сторону.

– Мы всегда ездим с напарником. Один шпаклюет, другой — красит. И работа быстрее идет, и мы друг друга выручаем, — говорит Асад. — У меня семья в Таджикистане, кормить надо. Работа есть и там, но зарплата — маленькая. Цены на продукты там такие же, как и здесь. Высокие. Дорого. Мы в месяц 2-3 раза кушаем мясо. Все, что зарабатываем, то и отправляем на родину. Живем по-разному: 4-6 человек в комнате. В Тюмень я приехал потому, что здесь были знакомые. В никуда же не поедешь.

Асад садится в машину вместе с Рашидом. Сегодня им повезло, у них есть работа.

– Мне тоже сегодня должно повезти, — на место мужчин встает иранец Рамиль. Год назад он потерял документы и лишился работы водителя. К 37 годам он не завел семьи. Самые близкие — в Иране. Он не был там много лет, но в этом году собирается поехать, чтобы восстановить документы. — Но я сразу вернусь обратно. Там есть работа, но зарплата маленькая. В России — нормально. Еще бы постоянная работа была.

Рамиля зовут на объект. Он тоже уезжает.

На кольце объездной дороги все спокойно. Машина Мелика стоит на месте. Сегодня поработать не судьба.

В 8 утра следующего дня Мелик снова проедет по кольцу, двойным сигналом поприветствует водителей и займет свое место среди кранов в надежде, что в этот день будет работа.

«Это будет настоящий фурор» Далее в рубрике «Это будет настоящий фурор»Что посмотреть в День города Тюмени Читайте в рубрике «Титульная страница» Telegram разделит судьбу LinkedIn«Сторонники Павла Дурова рано празднуют его победу», - полагает эксперт Telegram разделит судьбу LinkedIn

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»