Новости – Общество
Общество
Исчезающий город
Тюмень, ул.Семакова, 1. Дом, в котором останавливался русский океанограф вице-адмирал Степан Макаров. Фото: Елена Познахарева
Какие памятники деревянного зодчества может потерять Тюмень и как спасти то, что еще осталось?
20 ноября, 2014 16:11
8 мин
С почетным гражданином Тюмени, реставратором, историком и резчиком по дереву Вадимом Шитовым мы встречаемся около его мастерской на улице Дзержинского. Она находится в построенном в конце XIX века пятистенном жилом доме с характерными декоративными элементами, свойственными мещанскому жилищу. На улице Дзержинского сегодня больше всего отреставрированных домов в городе. Почти все наличники и ворота — работа Шитова и его подмастерьев. Здесь и дом Рубцовой (мещанки, приехавшей в Тюмень из Свердловска), в помещениях которого позже была фотолаборатория Родионова. Отопление и электричество в него проводил уже Шитов, он же занимался и реставрацией уникальных наличников с тюменским традиционным узором.
Соседний дом Горбунова — сейчас жилой — тоже был в плохом состоянии. Его жителей хотели расселить, но они воспротивились. Благодаря их упорству дом отреставрировали, резьбу сохранили. Теперь строение «держит угол», украшая улицу своими вырезанными элементами. На этой же улице стоит дом Бровцина. Его ворота с павлиньим хвостом — восстановленный оригинал XIX века. Здесь же, выстроенный в начале XX века, образчик стиля модерн — дом Сергеева.
– В амбарных книгах нет записей о том, кто украшал дома на этой улице. По стилистике и работе на каждом доме можно понять, что в Тюмени работала 5-7 бригад. Знатным купцам дома оформляли умельцы из Верхотурья, тем, кто был попроще — местные мастера, чьи фамилии неизвестны, — рассказывает Вадим Макарович, останавливаясь на улице Дзержинского.
Перпендикулярно улице Дзержинского идет улица Республики, которая до Революции 1917 года называлась Царской. До 70-х годов XX века можно было свернуть из центра направо и попасть в старый русский город с неповторимыми резными наличниками, воротами и заборами.
– Еще в 70-е уникальных деревянных строений в Тюмени было около трехсот. В 80-е их осталось порядка 150, сейчас около 50, а то и меньше, — говорит Шитов. — Мастера, работавшие в Тюмени, в качестве материала предпочитали кедр. Сейчас это дорого. Декоративное убранство не просто цветы и завитки, зачастую — это зашифрованные послания. Виднеющийся на наличнике свиток говорит о знаниях, которыми обладал хозяин дома. Розетки с листиком крина — оберег от несчастий. На наличниках дома на Хохрякова, 53а вырезаны именно эти четырехлистники. Дом горел два раза, но сегодня стоит красивый. В Тюмени есть дома, которые можно еще восстановить. Это культурное наследие, памятники архитектуры, которые очень быстро исчезают.
На улице Кирова сохранился дом мастера деревянной резьбы Привалова, который был ведущим резчиком в городе. Сегодня фасад здания затянут строительной сеткой, дом огорожен металлическим забором, на окнах ни одного наличника. Реставрационные работы тут и не начинались. Когда-то весь первый этаж занимала мастерская и подсобные помещения, а на втором этаже жила семья Приваловых.
– Дом давно стоит в таком состоянии. Сегодня на него страшно смотреть: окна выбиты, своды покосились, его заняли люди без определенного места жительства, — сокрушается Шитов. — У меня сохранились образцы наличников, при желании дом можно вернуть первоначальный вид, но кому это нужно.
На Дзержинского, 30 стоит усадьба Буркова, дворец «хлебного короля» Тюмени. С другой стороны улицы дом выглядит аккуратным, только кое-где облупилась краска.
– Давайте подойдем ближе. Это не реставрационная работа, а одно название! — возмущается реставратор. — Помню, начал делать дом Бурковых, а после его передали по тендеру другой организации. Стоимость проекта у них была меньше. А что теперь с этим памятником архитектуры? Он фактически перестал таким быть, потому что на доме отсутствует родная резьба.
Мастера заменили старые элементы копиями, оригиналы — утрачены. Та же участь постигла и строение на Комсомольской, 19. После реставрации резные элементы получились разной ширины и высоты.
– Рисунки простые, стиль отсутствует, нет динамики в движениях руки «мастеров», кронштейны отошли от формы и заданного рисунка. Дом теперь потерял свой истинный вид, — сожалеет Вадим Макарович.
Тюмень купеческая славилась тем, что была украшена резьбой. Чем богаче купец, тем оригинальней наличники были на доме. Иногда их стоимость была в три раза выше стоимости самого дома. За рекой не было ни одного каменного дома, в центре еще сохранилось несколько деревянных домов.
– Город был деревянным, это после центральную улицу сделали «каменным монстром». В Тюмени уникальный вид деревянного декора: богатый стиль сибирского барокко, глухая и рельефная резьба, растительный узор, из элементов на наличниках свитки, знаки соляриса и космоса, обереги. Я был и в Исетске, и в Шадринске — деревянное зодчество там уже другое, не говоря о сравнениях с другими областями. Например, Томск богат ажурной резьбой, в Иркутске она более плоско-рельефная. В Тюмени мастера к работе приступали зимой, когда проходила пора летней тяжелой работы, — отмечает Шитов.
Вот он, музей Колокольниковых, единственная сохранившаяся в Тюмени классическая купеческая усадьба. В 1807 году дом был построен представителями рода Иконниковых и принадлежал городскому главе Ивану Иконникову. Позже, когда наследников не нашлось, он был продан династии Колокольниковых, торговавших чаем и сахаром. При них дом возродился как жемчужина деревянного зодчества. Фасад здания выполнен с сочетанием элементов неоклассицизма, барокко и традиционной тюменской резьбы.
В 1837 году в этом здании принимали делегацию писателя Жуковского с цесаревичем Александром, будущий император ночевал в этом здании. После его смерти парадный вход, выходивший на главную улицу, замуровали и поставили на постамент плачущего ангела.
– Об ангеле я нашел упоминание лишь в одном источнике, но так как ни описаний, ни рисунков не осталось, установить его не имеем права. Уникальный памятник зодчества с его резным убранством восстанавливали по сохранившимся в архивах образцам и фотографиям. Верхнего нарядного бортика с вазонами попросту не было. Предположили его наличие по сохранившимся распоркам, — вспоминает Шитов.
Все 15 лет, пока Вадим Макарович работал в музее, здание реставрировалось. Проект дома был сделан по заказу хозяев в Санкт-Петербурге. Строить его предполагали в камне.
– Но наши мастера перевели его в дерево. Сильные капители, балясины, вертикальные элементы, наличники с шишечками, по периметру крыши — вазоны пяти видов. Если поднять голову, то под крышей можно увидеть двуглавого орла в короне с широкой грудью и раскинутыми крыльями. Это стилизованный царский герб, — показывает реставратор.
Через 50 метров — еще несколько памятников архитектуры. Старожилы утверждают, что на Тургенева, 12 находился штаб Колчака. По предположениям реставраторов, когда-то домом владел священник. Внешнее убранство, например наличники, напоминают рамы для ростовых икон. В начале 2000-х годов, когда рядом начали строить университет, дом сильно переделали.
– Старые ворота XIX века утеряны, а новые не соответствуют оригиналу, лишь издали напоминают о павлиньем хвосте, — говорит Вадим Шитов.
Мы заходим в старое полуразрушенное деревянное здание на улице 25 лет Октября. До недавнего времени тут размещалась санэпидстанция Водников, теперь он пустует. Со второго этажа открывается вид на берег реки Тура. На потолке разрушенных и не раз горевших комнат еще сохранились остатки лепнины. Рисунок на них выполнен методом резьбы по гипсу. В комнатах четыре камина в изразцах, изготовленных на Тюменской керамической фабрике «Фортуна». Балкон, с которого открывается вид на левый берег реки, стоит на литых колоннах.
– После первого пожара с разрешения инспекции я снял наличники, которые теперь находятся у меня. По таким небольшим деталям, рисункам и фотографиям деревянное здание можно восстановить в его первоначальном виде, — говорит, стоя посреди разрушенного дома, Вадим Шитов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости