Новости – Общество
Общество
Лайки для бабушки
Фото из архива фонда «Старшее поколение»
Как тюменские блогеры помогают одиноким пожилым людям и инвалидам
2 декабря, 2015 15:57
9 мин
Тюменские пользователи социальных сетей помогают проекту «Служба адресной помощи одиноким пожилым людям и инвалидам, попавшим в сложную жизненную ситуацию». Добровольцы собирают информацию о пожилых людях, оформляют сообщение о помощи в пост, размещают на популярных платформах и ждут отклика от людей.
«Одинокая пенсионерка Лариса Александровна испытывает большие проблемы со здоровьем. Близких и родных у бабушки нет, мужа похоронила 5 лет назад. Из-за сильных болей в пояснице бабушка с трудом передвигается. Просит бабушка совсем немного — продукты, зимнее пальто и обувь».
«У пожилой женщины тяжелое заболевание — костный туберкулез. Несмотря на неизлечимую болезнь и инвалидность Валентина Васильевна смогла закончить Тюменский институт — факультет математики. Всю свою жизнь посвятила науке. Одинокая женщина так и не познавшая материнского счастья, очень надеется, что найдутся неравнодушные люди, которые обязательно помогут ей с покупкой нового дивана».
Такие сообщения периодически появляются на странице благотворительного фонда «Старшее поколение» в социальных сетях.
– С помощью лайков, репостов и комментариев больше горожан узнают о проблеме конкретного человека, тем самым увеличивая шансы на оперативную помощь, — утверждает Светлана Малахова, председатель правления Тюменского регионального благотворительного фонда «Старшее поколение».
Благотворительный фонд был создан по инициативе ассоциации организаций социального обслуживания населения — автономных учреждений, но под патронажем департамента по социальной политике.
Светлана Малахова также работает в Областном геронтологическим центре. Основную базу нуждающихся в помощи пожилых людей и людей с ограниченными возможностями специалисты берут из таких учреждений.
– Виртуальный отряд добра также помогает искать людей, которым требуется помощь. Соседи, друзья, неравнодушные люди обращают внимание, что человеку, который находится радом с ними, требуется помощь. Эта информация попадает к нам и за счет виртуальных волонтеров распространяется в сети, — отмечает Светлана Юрьевна. — Так мы пополняем и свою базу данных, и находим поддержку со стороны общественности.
Ксения Потанина сотрудничает с фондом уже два года. Впервые увидев группу «Старшее поколение» в социальных сетях, написала сообщение руководителю. В ее практике и реальное, и виртуальное волонтерство.
– Мы, молодежь, проводим много времени в социальных сетях. И можно легко совмещать свои увлечения и оказание помощи через распространение информации о пожилых людях, размещении о необходимой для них помощи. Создаем ажиотаж комментируем записи, — говорит 23-летняя Ксения. — У кого-то есть бытовая техника, которой люди не пользуются, но есть много бабушек и дедушек, которым очень нужны эти приборы. Социальные субботники, которые мы устраиваем с бригадами волонтеров, это не про материальную помощь, а про человеческое отношение. Просьбы у пожилых людей не хитрые. Многое не стоит больших денег.
Ксения привлекла в волонтерство и мужа.
– Он мне говорил, что помочь всем невозможно, можно все продать и раздать людям. Сегодня мы с мужем все делаем по мере возможности, но оставаться в стороне не получается.
В преддверии 9 мая семья Ксении помогала одной бабушке с косметическим ремонтом: обои, линолеум, известка. Но разовая помощь переросла в добрую дружбу.
– Я предполагаю, что изначально суть проекта в этом и была, чтобы через помощь наладить контакт со старшим поколением и избавить их от одиночества. С «нашей» бабушкой мы созваниваемся часто, ходим к ней в гости, возим в аптеку. В канун Нового года сводим в театр, где она не была очень давно. Она рано осталась без мужа, все силы и душу вложила в воспитание сына, который уехал за границу, завел там семью. Они поддерживали связь, но уже больше семи лет нет никаких вестей. Мы пытались найти родственников — но безрезультатно.
Девушка рассказывает, что общение с такими бабушками и дедушками — это мудрые и интересные истории, огромный источник энергии и приобщение к их печали.
– Это ни в коем случае не жалость к человеку, это общение с близким человеком, пусть и не по крови, но по складу ума и душе.
Фото из архива фонда «Старшее поколение»
В геронтологическом центре утверждают, что личные данные пожилых людей, их фамилии и адреса не передаются третьим людям. Прежде чем волонтер отправится домой к нуждающимся в помощи, с бабушкой или дедушкой свяжутся специалисты центра или приедут к ним лично. Это нужно и чтобы удостовериться в надобности помощи и чтобы обезопасить в случае появления неизвестных лиц.
Пенсионерка Лидия Герасимова рассказала социальному работнику, что у нее телевизор показывает лишь один телеканал.
– Меня предупредили, что ко мне зайдут молодые люди. На день пожилого человека я получила от фонда «Старшее поколение» телевизор. Новая техника — есть, стоит, осталось приобрети антенну и можно будет смотреть новости, чтобы знать, что происходит в мире, — говорит Лидия Васильевна.
Еще один пенсионер, который получил технику от фонда, — Равиль Рузеев. У него теперь есть холодильная камера.
– К нам периодически приходит социальный работник, который знал, что наша семья очень нуждается в холодильной камере. Перед вручением к нам зашли волонтеры, поговорили, а спустя несколько дней на кухне появилась сама холодильная камера. Теперь храним в ней ягоды и грибы, — говорит Рузеев.
По данным Светланы Малаховой, сегодня в городе 1700 человек совсем одиноких или одиноко проживающих людей. С ними работает 190 специалистов.
– Помощь волонтеров всегда нужна. Реальных волонтеров, которые ходят к пожилым людям домой около 15 человек, — говорит Малахова. — Мы не ждем, что после наших сообщений вдруг старшему поколению решатся помогать много людей, гораздо охотнее жители оказывают поддержку детям. Но надеемся, что количество откликнувшихся возрастет, поэтому в своих сообщениях мы делаем адресные заявки.
Например такие: «Всю свою молодость Софья Андреевна отдала воспитанию чужих детей. Взяв тройняшек из детского дома, они с супругом не сразу поняли, что у детей есть серьезные проблемы со здоровьем. Не выдержав испытаний, супруг оставил свою семью, и жене пришлось справляться одной. Сейчас взрослые дети ведут асоциальный образ жизни и совсем не помогают пожилой матери. На старости лет Софья Андреевна осталась одна. Бабушка надеется, что неравнодушные тюменцы не откажут ей в просьбе, помогут с покупкой дорогостоящих лекарств».
– Человек должен быть способен не к жалости, а к состраданию. Желание помочь другим прививается в семье. Там же и учат уважать старость, — говорит специалист.
Фонд «Старшее поколение», финансовою основу которого составляют личные пожертвования и благотворительные взносы со стороны юридических лиц, помог 300 пожилым людям. Приобретение бытовой техники, косметический ремонт, уборка придворовой территории, покупка продуктов или еженедельная уборка в квартире — вот основные запросы со стороны пенсионеров.
– Мы не профессиональная ремонтная бригада, но покрасить батареи, помыть окна — это нам по силам, — отмечает Светлана Юрьевна. — Мы всегда привлекали добровольцев и волонтеров. Это проверенные делом и временем молодые ребята. Но со временем поняли, что и некоторые активные пенсионеры могут стать волонтерами. Они организуют на дому у маломобильных людей пожилого возраста кружки, учат компьютерной грамотности и просто общаются. Это не массовое явление, но даже пять занятый человек — это уже результат.
Виртуальный патруль добра делает упор на молодых волонтеров. Приглашают всех, но после общения оставляют лишь тех, кто действительно может и готов помогать. Сегодня официально считаются виртуальными волонтерами в фонде «Старшее поколение» лишь семь человек в возрасте от 15 лет до 41 года.
Из всех заявок, что поступают в социальные учреждения, около 30% не требуют конкретной помощи.
– Многие из представителей взрослого поколения считают, если они всю жизнь работали на государство, то теперь государство должно отдавать долги. Но на самом деле, если мы будем оказывать помощь всем, то действительно нуждающиеся ее не получат. В таких случаях мы ведем разговоры, ищем родных, которые по тем или иным причинам давно не общались с мамой или папой. Зачастую, это помогает, — резюмирует Светлана Малахова.
Еще два года назад почти все пенсионеры нуждались в технике и мебели, сегодня — около половины обращающихся нуждаются в нематериальной поддержке.
– Наши волонтеры и чистоту в квартире бабушки навели, и пообщались. А после, как бы не отказывались, их обязательно посадят за стол и будут кормить пирогами с чаем, — улыбается Светлана Юрьевна.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости