Новости – Общество
Общество
«Одежда из крапивы согревает зимой и охлаждает летом»
Музейщики собирают крапиву за городом. Фото: личный архив Евгении Третьяковой
Как в Тобольске возрождается позабытое на два века крапивное ткачество
8 апреля, 2016 13:00
7 мин
Тобольский музей-заповедник в мае на Международном фестивале в Москве представит интерактивный проект «”Трава-огонь”: технология возрождения крапивного ткачества Западной Сибири». Ранее на всероссийском конкурсе проектов «Культурная мозаика малых городов и сел» музей выиграл грант на организацию поездок выставки-мастерской и открытие крапивной мастерской. Заведующая отделом музейных проектов Евгения Третьякова рассказала «Русской планете», за что сибиряки ценили «огонь-траву» и почему тюменские ученые уселись за ткацкие станки.
– Евгения Анатольевна, себе-то что-нибудь наткали из крапивы или вы только обучаете этому ремеслу других?
– К сожалению, у нас пока что дело дошло только до производства нити и начального ткачества в виде небольших кусков материи. Нам еще учиться и учиться.
– Сложно было осваивать это древнее занятие?
– Сложнее найти людей, которые занимались бы этим ремеслом, чтобы поучиться у них. Таких в наших краях, можно сказать, уже не осталось. Потому теорию, которую мы черпали из исторических источников, было довольно сложно применить на практике. Мы еще не научились изготовлять качественную тонкую нить из крапивы, и на первых порах она то рвалась, то очень толстая получалась. Нам помогал мастер из Саранска Валерий Баранов, который много лет занимается крапивным ткачеством.
– В фонде музея уже давно хранятся уникальные изделия из крапивы. Почему только сейчас музейные работники решили восстановить в Тобольске древнюю технологию крапивного ткачества?
– Действительно, у нас хранится около сотни экспонатов. Получены они в результате этнографических экспедиций в 1910–1911 годах по Западной Сибири. Дело в том, что у нас идет сейчас переориентация деятельности музея, направленная на практическое применение. Ведь воспринимать проще, если делаешь своими руками. Мы вспомнили про нашу уникальную коллекцию и решили: почему бы не научить людей ткачеству? Тем более что крапива — распространенный материал, неприхотлива, ткань из нее очень прочная, одежда хранится долго, и носили ее, по данным экспедиции, до 20 лет. Она легко поддается стирке, глажке, хорошо согревает зимой и охлаждает летом.
– В чем тогда причина исчезновения этого ремесла на целых два века?
– Она связана с постепенным исчезновением традиционной культуры ханты и манси. Также удар нанесло развитие в России фабричного хлопчатобумажного производства. Сибирякам гораздо проще было обменивать пушнину на готовые материалы, нежели самим ткать их из крапивы. Да и сейчас мало кто согласится сидеть за станком, когда все можно купить в магазине. Поэтому все это и привело к утрате традиций крапивного ткачества.
– А какие изделия древние сибиряки ткали из крапивы?
– В основном одежду: платья, рубахи мужские и женские. Также шили бытовые предметы: полотенца, скатерти, мешки, ткали и постельное белье.
Одежда ханты и манси из крапивы в коллекции музея Тобольска. Фото: личный архив Евгении Третьяковой
Одежда ханты и манси из крапивы в коллекции музея Тобольска. Фото: личный архив Евгении Третьяковой
– Правда, что одежда из крапивы обладает лечебным свойством?
– Да, крапива полезна для организма, это давно признано медициной. И не только при ее употреблении внутрь, но и при контакте с телом она способствует улучшению самочувствия.
– Не «кусается» ли такая одежда?
– На самом деле для изготовления ткани используются внутренние волокна крапивы, которые абсолютно не раздражают кожу и не «кусают» ее. Вообще при создании ткани мы проходим несколько этапов. Сначала собираем крапиву, ханты это делали осенью. После первых заморозков растение более удобно для сборов, потому что как раз не жжется. Потом сушим, убираем листья, вымачиваем или вывариваем стебли. Для извлечения внутреннего волокна крапивы сибиряки использовали трепало. Затем волокно вычесывается от остатков коры. У хантов был для этой цели специальный инструмент — чесало. Полученное волокно для получения более тонкой нити снова вываривали, либо, если нужна более жесткая ткань, например для мешка, сразу пряли нити и отправляли на ткацкий станок. К сожалению, нам пока не известно, как ханты и манси добивались достаточной длины нити, чтобы получилось полотно, поэтому мы вплетаем искусственную. В работе мы используем точные копии древних инструментов, они достаточно удобны.
– А какой, на ваш взгляд, самый трудный этап создания ткани из крапивы?
– Прядение нитей из волокна. Волокно довольно сложно сформировать в тонкую ровную нить. Это очень кропотливый труд!
– Сколько крапивы необходимо, чтобы соткать рубаху?
– В среднем из одного стебля получается полуметровая нитка. Если собрать несколько пучков стеблей, может получиться рубашка. Правда, в процессе обработки можно наткнуться и на перезревшие стебли, волокна которых будут рваться. Поэтому мы заготавливаем для наших мастер-классов крапиву впрок.
– Где вы умудряетесь в городе находить эту траву? Или вы ее специально выращиваете?
– У нас есть районы, где она растет рядом с домами, но в основном выезжаем за город в поселки.
– Вы ведь еще декоративную вышивку на изделиях из крапивы возрождаете. Говорят, вышитые женские рубахи хантов и манси считаются шедеврами орнаментального искусства...
– Да они очень красивые, изделие с вышивкой выглядит богато, необычно. У нас есть художники, которые по оригинальным образцам воссоздают традиционный рисунок, украшавший одежду северных народов. К слову, вышивка производится не крапивной, а шерстяной цветной нитью. Это тоже сложный процесс, и мы пока осваиваем небольшие, более простые орнаменты. У народов ханты и манси каждый элемент орнамента имеет свое значение. Они верили, что рисунок дает какую-то силу или свойство человеку. Например считалось, что изображенные заячьи уши наделяли охотника скоростью.
– Вы посетили с передвижной выставкой-мастерской пять поселковых центров юга области. Какова была цель поездок и почему выбрали именно эти населенные пункты?
– Дело в том, что музейное дело там развивается не очень хорошо. Мы стараемся им помочь всячески, обмениваемся опытом. И когда мы общались с их посетителями, то узнали, что они не прочь познакомиться поближе с крапивным ремеслом. Во многих поселках есть мастера, которые занимаются рукоделием. Им было особенно интересно узнать о свойствах крапивы. Наша выставка позволяла им на практике освоить ткачество. Проявляли немалый интерес и школьники.
– А имеет ли популярность у горожан крапивная мастерская, которую вы открыли в музее?
– Безусловно! Каждый день проводятся мероприятия, мастер-классы. Все наши школы посетили мастерскую, туристы часто приезжают.
– Каким видите итог работы музея по возрождению крапивного ткачества?
– Он видится мне в улучшении налаженного производства крапивной ткани и предметов. Так, сейчас мы работаем над воссозданием хантыйской традиционной куклы акань, которая делается из крапивного полотна. В планах создание, помимо постоянной мастерской, передвижной выставки, которая будет путешествовать уже по всей России.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости